Понедельник, 06.05.2024, 05:59
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
РАДИО ОНЛАЙН
www.radiobells.com #radiobells_script_hash
ЧАСЫ
И.М.Ильинский

КАК ЭТО БЫЛО

Глава из книги "Наш страж и светоч”

1999 г.

Когда-то на территории, где располагается ныне Институт молодежи, не было ни Института, ни Высшей комсомольской школы (ВКШ), созданной в августе 1969 года. До этой поры, начиная с 1944 года, здесь, в подмосковном лесу, действовала Центральная комсомольская школа (ЦКШ). С полным основанием можно сказать, что корни Института молодежи уходят в прошлое на целых пятьдесят пять лет и в 1999 году можно бы отмечать не 30-летний, а более значительный юбилей.

Но если говорить всерьез, то никакого юбилея не было бы вообще - ни ЦКШ, ни ВКШ, ни Института - - если бы давным-давно, в октябре 1918 года не была создана и не действовала на протяжении более 70 лет ныне уже не существующая молодежная организация по имени "комсомол” -- коммунистический союз молодежи. Разумеется, я не стану сейчас ударяться в подробный разговор на эту тему, рассуждать о том, зачем и почему был создан комсомол, что он делал, что значил для молодежи и общества. Тем более не буду забираться в идеологические и политические дебри.

Скажу одно: это была уникальная, грандиозная по всем параметрам (по составу членов и низовых структур, объему дел и т.п.) организация. Это была Держава молодежи, это была "молодежная империя”, приносившая стране и молодым поколениям (сегодня это видно хорошо, как никогда прежде) очень много пользы, хотя, конечно, и некоторые издержки (скажем так) в определенные моменты истории тоже присутствовали...

В связи с темой разговора (юбилеем ВКШ -- Института молодежи) выделю одно лишь несомненное и великое достоинство комсомола, которое не сможет оспорить никто из самых ярых противников прошлого: комсомол был мощной созидательной во

всех отношениях, в том числе и в буквальном смысле этого слова, строительной организацией. И строил он свои объекты не на государственные, а на свои кровные, полученные небольшой частью (около десяти процентов) от членских взносов комсомольцев, а в остальном - на заработанные им и самым честным трудом деньги.

Комсомол построил три огромных издательства - "Молодая гвардия” (Москва), "Молодь” (Украина), "Ёш гвардия” (Казахстан), которые ежегодно выпускали для детей и молодежи сотни миллионов экземпляров книг. У комсомола была своя система периодической печати: более 160 областных и республиканских газет "во главе” с "Комсомольской правдой” и "Пионерской правдой”; около 100 региональных и 18 центральных журналов, таких как "Вокруг света”, "Смена”, "Сельская молодежь”, "Юный техник”, "Мурзилка”, "Молодая гвардия” и т.д. В его распоряжении были 286 областных и республиканских редакций теле- и радиопрограмм для молодежи.

Комсомол создал систему молодежного международного и внутреннего туризма "Спутник” с центральным, как сейчас говорят, "офисом” в Москве и со 150 отделениями в областях и республиках СССР. Сотни тысяч молодых людей ежегодно ехали за рубеж именно благодаря тому, что существовала эта система.

Все эти названные организации зарабатывали деньги, которые комсомол тратил в интересах молодежи, в том числе и на осуществление своих уставных, "внутренних” задач. В частности, на подготовку и переподготовку кадров. Вместе с созданием ВКШ, начиная с 1969 года, в этих целях стала создаваться своя система - система подготовки и переподготовки кадров и актива комсомола. В 1990 году, например, в нее входило 46 зональных и республиканских школ во главе с ВКШ как учебным, научным и учебно-методическим центром всей этой системы. Эти местные школы не были какими-то "завалюхами”, нет. Как правило, это были красивые современные здания и комплексы, построенные на средства комсомола.

Комсомола нет, а его сооружения стоят. Многие, как бывшая ВКШ, а ныне - Институт молодежи, действуют во благо молодежи и всего общества .

Тридцать лет срок немалый. В Институте молодежи работают преподаватели и сотрудники, которые трудились еще вЦКШ.

Старшими по стажу работниками Института молодежи являются профессор кафедры социальной и политической философии Красин Александр Николаевич, который трудится в ЦКШ - ВКШ - Институте молодежи (сейчас - на полставки) с января 1953 года. Почти столько же работают у нас Васильева Юлия Сергеевна - в прошлом доцент ЦКШ - ВКШ, а ныне старший лаборант кафедры экономики и предпринимательства, Аргун Леонид Езатович - ныне доцент, а в прошлые времена (50-70-е годы) - заведующий кафедрой физкультуры ЦКШ и ВКШ.

На добрый десяток лет позднее пришли в ЦКШ, работали в ВКШ и трудятся ныне в Институте на различных должностях Хорин Иван Сергеевич -- профессор, заместитель заведующего кафедрой социальной и политической философии; Кузьмина Антонина Леонтьевна- доцент, ответственный секретарь приемной комиссии; Путан Лариса Сергеевна - зав. отделом библиотеки; Мандебура Ирина Аркадьевна - инженер отдела главного инженера; Поляцкая Вера Николаевна - зав. административно-хозяйственной частью; Гуляев Андрей Валентинович - доцент кафедры физкультуры; Третьякова Алла Васильевна - старший преподаватель кафедры регионоведения; Клипп Евгений Петрович и Петрухин Борис Матвеевич - инженеры аудиовизуального комплекса. Они - наши "мамонты” - активные участники развития ЦКШ, ВКШ, Института, живые носители нашей истории. Все названные люди - образец человеческой доброты, порядочности, нравственной чистоты, пример беззаветного служения гражданскому долгу, высокой любви к ВКШ, Институту.

Можно смело сказать: не будь ЦКШ, а в ней людей такого рода, то вряд ли была бы создана и Высшая комсомольская школа. Ведь она была образована, как говорилось в постановлении ЦК КПСС, "на базе ЦКШ”, а база эта в 1969 году выглядела уже весьма солидно и включала в себя не только 60 гектаров великолепной парковой территории, более десятка зданий и сооружений, но также крепкий кадровый потенциал, многолетний опыт учебной и воспитательной работы, весьма широкую известность ЦКШ в стране, за рубежом и т.д.

Но дело в том, что ЦКШ осуществляла курсовую (в основном двух-трехмесячную) переподготовку комсомольских работников среднего и высшего звена комсомола, а мы отмечаем юбилей высшего учебного заведения. В этом смысле долготу истории Института молодежи, конечно же, следует определять по преемственной связи с вузом-предшественником Высшей комсомольской школой, которая была, если говорить в общем, типовым для своего времени вузом: студенты и слушатели обучались в соответствии с государственным стандартом, при выпуске им выдавали полноценный государственный диплом. Учебные программы и штаны ВКШ, как и всей системы советского образования, базировались на трех основополагающих принципах: фундаментальность, систематичность, последовательность. Это обеспечивало глубокую и всестороннюю подготовку выпускников. В этом "общем” плане ВКШ ничем не отличалась от других вузов страны.

Но была у Высшей комсомольской школы и существенная специфика. Прежде всего она состояла в том, что ВКШ была по сути дела закрытым вузом. ЦК комсомола устанавливал план ежегодного набора слушателей, как правило, не более 150 человек на полный курс четырехлетнего обучения и около 100 человек -на двухлетнее обучение (второе высшее образование). Согласно этой цифре для каждой области и республики определялась разнарядка всего в два-три человека, которые к тому же направлялись в ВКШ исключительно по рекомендации местного обкома или ЦК комсомола союзной республики. Таким образом, первый отбор абитуриентов осуществлялся из десятков комсомольских работников и активистов уже на местах - в областях, краях, республиках. Но и рекомендация комсомольского органа еще не была гарантией поступления в ВКШ, конкурс в которую составлял не менее двух-трех человек на место. Здесь отбор лучших проводился в ходе весьма строгих экзаменов и жестких собеседований.

ВКШ имела и другие отличия. Если в обычных вузах соотношение числа преподавателей к числу студентов было 1:10, то в ВКШ -1:6, т.е. обучение было более индивидуализированным и, следовательно, более качественным. Студенты получали стипендию, размер которой был на уровне средней заработной платы в стране. Жили они во вновь построенных общежитиях в комнатах на два-три человека, а аспиранты (особенно 2-х и 3-х курсбв обучения), как правило, по одному человеку. Уже в ту, весьма спокойную (в криминальном смысле) пору, территория ВКШ былаохраняемой. Стадион, бассейн, спортзал, теннисный корт, волейбольные и баскетбольные площадки, различные спортивные секции, кружки художественной самодеятельности позволяли жить здоровой, интересной и насыщенной жизнью.

На сегодняшнем языке все это означает, что ВКШ была элитным вузом, производила "штучный товар” весьма высокого качества. О том, что это так и было, говорят судьбы выпускников ВКШ. Абсолютное большинство из них, несмотря на последующие социальные катаклизмы в нашей стране, состоялись и как личности, и как деловые люди. В своем подавляющем большинстве они оказались способными адаптироваться к изменяющейся обстановке, учиться новому делу и переучиваться столько раз, сколько это необходимо. И это не случайность.

ВКШ готовила вовсе не политических начетчиков, которыми пытаются представить комсомольских работников новые мифотворцы нашей истории. Полнейшая чушь. По объему и качеству знаний, практическим навыкам, которые получали выпускники ВКШ, это были широкопрофильные, универсальные управленцы высокого класса, способные работать в общественных и государственных структурах любого - хоть местного, хоть регионального, хоть всесоюзного уровня. Кроме того, ВКШ воспитывала жизнеспособную личность, готовую к преодолению трудностей и проблем, которые неизбежно встают на пути каждого человека.

В ВКШ хорошо учили. В ВКШ хорошо учились. Выпускники ВКШ и сегодня в основном нормально живут и работают.

Каждый год в один из дней июня в Институте молодежи собираются выпускники 5,10,15,20 и 25-летней давности. Иногда их набирается до 500 человек. Летят из разных уголков России и "эсэнговщины”. Летят, бросая все дела. Летят (некоторые), нанося ущерб семейному бюджету.

Так было и 29 июня текущего, 1999 года. В актовом зале Института сидели более трехсот выпускников. На авансцену выходили и представлялись залу выпускники ВКШ и Института - а ныне руководители фирм, крупные государственные чиновники, работники образования, ученые. В зале сидели полковники, проректоры двенадцати вузов, ректор Национального института бизнеса профессор С.И.Плаксий. И все в таком роде.

Преподаватели Института молодежи, бывшие учителя находившихся в зале выпускников, с радостью слушали добрые слова, которые говорили их воспитанники друг другу, ну, и, конечно же, им - Учителям. Что может быть дороже для Сеятеля, нежели знать, что брошенное тобой семя взошло и принесло хороший урожай?..

Я слушал взволнованные речи выпускников и в очередной раз отмечал: "Они летят сюда с радостью, ибо их зовет Юность (как символично: ВКШ, а теперь Институт молодежи расположен на улице Юности, правда?), влекут Дружба и Любовь. Но ведь вузов-то в России под тысячу, но чтоб каждый год в каждом из них собирались по несколько сот выпускников? Я о таком не знаю, хотя все когда-то были молоды, дружили и любили... Наверное, в ВКШ было еще что-то такое, особенное, что отсутствовало в других вузах, и это "что-то”, быть может, и есть самое главное.

И ведь было, было! Тогда это не замечалось, так как считалось нормой, а сейчас, по прошествии времени, понимаешь: было!

В ВКШ проповедовали и исповедовали Справедливость, Доброту, Честность, Дружбу, Любовь, Долг, Самоотверженность, учили чтить старших, хранить семью малую и большую - Родину -и служить им беззаветно. Учили и многому другому, но - только хорошему, только тому, что звало ввысь и вперед. И ничему плохому, и никогда - злу и ненависти. В ВКШ существовала особая нравственно-психологическая атмосфера, в которой легко дышалось, работалось и жилось. В те времена, когда до безобразия много говорилось о духовном и нравственном воспитании личности, в ВКШ, на ее "отдельно взятой территории”, на мой взгляд, удалось-таки достичь тех целей, которые не осуществились в масштабах страны. Этому социальному феномену я сегодня дал бы такое название: "Светлый Дух ВКШ”. Я сказал бы, что ВКШ была своего рода Духовной Академией. А все содержание обучения и воспитания строилось на высоких нравственных принципах. ВКШ и Институт - духовный Страж и нравственный Светоч для тысяч людей, которые здесь работали и учились, учатся и работают...

О, да - далеко не все в ВКШ было идеально, не все было так, как писали в книгах и говорили с кафедр. Все по той же причине, по которой никак не претворятся в жизнь чистые замыслы социальных утопистов и светлые заповеди Христа: в ВКШ учились всего лишь люди -- обычные грешные люди. И учили их тоже грешники, а не святые. Но те и другие (я это знаю) были, скажем так, людьми далеко не худшими и не самыми большими грешниками. В вэкашовской жизни были, конечно, недостатки и проблемы, всякая дьявольщина. Но поверх этой дьявольщины парил Светлый Дух ВКШ. В конце концов, когда происходило что-то совсем плохое, кто-то делал что-то совсем не так, как надо бы, мы видели в этом все-таки случай, исключение, а не правило и закон.

Вот и летят уже немолодые, солидные люди в свою альма-матер, бывшую ВКШ, в нынешний Институт молодежи